Ровно через 5 месяцев одиннадцатиклассникам предстоит сдача единого государственного экзамена. Какой-то процент ребят занимается подготовкой к нему с репетитором. И, разумеется, у родителей может возникать вопрос – есть ли результат от занятий? В надежных ли руках мой ребенок? Если бы я была не репетитором, а мамой или папой ученика, я бы точно задавалась подобными вопросами. Как понять – эффективно ли проходит подготовка? На сколько процентов ребенок готов? Какие темы проработаны, а какие нет? Есть ли какой-то прогноз по баллам?
Эта статья будет полезна тем родителям (и, возможно, ученикам), кто задается подобными вопросами. Мы разберем ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при работе с репетиторами.
Но для начала небольшое лирическое отступление.
Внимательно отнеситесь к подбору репетитора. Обратите внимание на его образование, опыт, отзывы, результаты его учеников. При этом важны не только конечные баллы, на который сдал ученик, а то, какой рывок сделал ученик с данным преподавателем. Многие репетиторы ведут таблицы с отслеживанием результата, где указано, с каким баллом (знаниями) он пришел на входе, и какой балл на выходе. Очень важно, чтобы репетитор имел опыт в выполнении именно тех задач, которые Вам нужны. Не стоит брать репетитора, занимающего только подготовкой к ЕГЭ для подготовки к поступлению в физмат лицей в 5-6 класс. Если репетитор соседки помог ее внуку-семикласснику подготовиться к контрольной, это не значит, что он сможет Вас подготовить к поступлению в Физтех или МГТУ им. Баумана. Также настороженно отнеситесь к объявлениям на заборах или автобусной остановке. А лучше проходите мимо.
А теперь к самой сути. Как должна быть построена работа и какие правила должны выполняться?
Поехали:
- Репетитор на первом занятии обязательно должен протестировать ученика и/или отправить перед первым занятием тестовое задание по пройденным темам, а на уроке обсудить ошибки, задать дополнительные вопросы, поспрашивать теорию, понять масштаб работы, выяснить цели и задачи.
- Родители имеют право присутствовать на первых и последующих занятиях. Но! Очень важно, чтобы ученик при этом не замыкался, родитель не перебивал ученика или репетитора, не вставлял реплики, не сбивал с рабочего настроя. Заглянуть на 5 минут, посмотреть, как идет процесс – вполне нормально. Если занятия проходят дистанционно – поступаем аналогично.
- Если занятия проходят дистанционно, и Вы, как родитель, переживаете, как ребенок будет усваивать материал и главное, не будет ли отвлекаться, занимайтесь с камерой. Это может дисциплинировать ученика. Да и многие репетиторы любят заниматься с камерой, им важно видеть эмоции и реакцию ученика. Идеально, если камеру будут включать оба – и репетитор, и ученик.
- Обратите внимание, какие источники использует репетитор при подготовке к экзамену, какие пособия и методики. Прекрасно, если у преподавателя будут свои подборки, наработки, методички. Очевидная мысль, но напишу на всякий случай. Пособия должны быть актуальными, подходящими для Ваших целей. Учебник по биологии 80-х годов для подготовки к ЕГЭ может быть бесполезен, и может быть даже немного вреден. Как бы ужасно это не звучало! Должен быть план занятий, новые темы должны проходиться последовательно, а не прыгать с темы на тему. В домашнее задание включаются не только задания из новой темы, но и на повторение. Лучше, когда источников информации, которые использует преподаватель, несколько. В математике, например, можно использовать сайт «Решу ЕГЭ», банк задач ФИПИ, варианты Ященко, Лысенко, Ларина.
- Если Ваш запрос – высокий балл на ЕГЭ, то выполнение развернутой части ЕГЭ является обязательной составляющей этой подготовки. Репетитор должен не только учить решать задания, но и обращать внимание на оформление заданий из второй части. Это очень важный момент. Ваше решение должно быть не только правильным, но и достаточно обоснованным, указано, какие теоремы, свойства, законы Вы использовали.
Если говорить, например, о физике, то нельзя использовать готовые формулы баллистики для дальности полета и максимальной высоты подъема или выражение для количества теплоты при изобарном процессе без вывода. Думаю, что такие подводные камни есть в любом предмете, и репетитор обязан предотвратить потерю баллов ученика в этих тонких моментах.
- В течение года необходимо, чтобы репетитор давал ученику пробники, разбирались все нюансы оценивания и оформления работ.
- Очень хорошо, если репетитор делает запись занятия. В таком случае, при наличии свободного времени, ученик может еще раз пересмотреть само занятие и восстановить в памяти забытый или незаписанный материал. Но тут есть опасность для репетитора – увидеть запись своего занятия, размещенную без разрешения, на просторах YouTube. И даже если урок на самом высоком уровне – для некоторых преподавателей это может быть не очень приятный момент. Но в целом, если есть доверие, к записям занятий у меня хорошее отношение.
- Репетитор и родители должны поддерживать постоянную связь. Отчета раз в 1-2 недели вполне достаточно. В этом отчете должны быть указаны пройденные темы, процент правильно выполненного домашнего задания, статистика по баллам, какие проблемы и трудности возникли на данный момент, какие есть рекомендации.
Скажу честно, что мне встречались такие ученики, что поддерживать связь с родителями было достаточно раз в полгода. Или один раз, в конце года, а именно, поздравить с 99 баллами по физике и жалеть, что не 100. В некоторых случаях, родители прямым текстом говорят, что все вопросы решайте с ребенком, с нас только оплата. Тут уже все зависит от ученика. Либо мы работаем без проблем, либо решаем проблемы непосредственно с самим учеником, либо расстаемся, если проблемы не решились. Но таких случаев очень мало.
Как правило, я стараюсь поддерживать контакт с родителями и информировать о наших результатах.
Пример того, как может выглядеть отчет:
- Не пренебрегайте пробниками, СтатГрадами, которые проводятся в школе. Более того, есть образовательные центры (например, МЦКО, ЕГЭ-центр), где ученик может написать пробник и его проверят по критериям ровно как на экзамене. Плюс атмосфера как на экзамене: нет интернета, любимых тетрадок с теорией и формулами, нет калькулятора. Так родители могут оценить готовность ребенка к экзамену на текущий момент.
- Подготовка к экзамену – это процесс, предполагающий выполнение достаточно объемного домашнего задания. Если репетитор обходится без домашнего задания или не проверяет его – я бы задумалась, а стоит ли с ним работать. Другое дело, если отсутствие дз – это ваше пожелание. Но тут два варианта: либо Вы готовитесь к сюрпризам в виде провала на экзамене или низкого балла, либо Ваш ребенок гений, и репетитор ему нужен лишь как страховка.
- Уважаемые родители, присмотритесь, сколько времени Ваш ребенок уделяет выполнению домашнего задания. Если речь идет о подготовке к ЕГЭ – то задание не должно быть на 15 – 30 минут. Хороший результат требует отдачи, времени, сил. Не стоит говорить, что бездумное скатывание решения в интернете, чтобы репетитор не ругался, не имеет никакой благой цели и не принесет никаких положительных результатов. Плюс, репетитор может задать пару вопросов по данной задаче (теме), и все встанет на свои места.
И в заключение хочется сказать, что сейчас очень много рекламы онлайн-школ и репетиторов, и эта реклама пачками сыплется на родителей абитуриентов. Так вот, если Вам репетитор без какого-либо тестирования и предварительного собеседования обещает гарантированно 90+ баллов, то я бы от него бежала, не оглядываясь. Результат зависит от начального уровня ученика, от приложенных усилий, от собранности и стрессоустойчивости ученика на экзамене, от заданий в КИМах, и, в конце концов, от способностей. И помните, пожалуйста, уважаемые родители, что репетитор – это не гарант успеха и не панацея.
Удачи всем на едином государственном экзамене!
Когда я сама занимаюсь с учениками, я стараюсь придерживаться данных правил. Если Вы хотите заниматься со мной, то у меня осталась пара свободных окошек. Подробнее тут: https://vk.com/wall-185877660_72