Изначально этот отзыв я хотела включить в свою предыдущую статью о Порядке приема в СПО, но потом решила, что заметка будет слишком длинной. По этой причине выношу эту историю отдельно.
Предыстория
Эта история началась в 2019 году. Тогда у меня был опыт написания и преподавания в одной из школ Москвы курса по поступлению. Я приходила в школу примерно 2 раза в неделю и вела у 10 и 11 классов несколько занятий-лекций по тому, как поступать в вузы.
На самом деле, оглядываясь назад, могу сказать, что вовлеченность детей в эти лекции была довольно низкая. Может я рассказывала не интересно, а может мне попались в принципе не очень мотивированные дети. Но так или иначе с одной из выпускниц одиннадцатого класса я общалась чуть больше, чем с другими, ее зовут Дарья.
Даша сдавала 4 ЕГЭ:
Русский язык – 78
Обществознание – 60
Иностранный язык – 76
Литература – 72
Для сравнения я выпишу баллы по ее комбинациям ЕГЭ и минимальные баллы по этим комбинациям за предыдущий год (2018).
Комбинация | Балл Даши | Минимальный балл по комбинации 2018 года |
Литература + иностранный | 226 | 257 |
Литература + обществознание | 210 | 225 |
Обществознание + иностранный | 214 | 248 |
Как видно, ни по одной комбинации ее суммы баллов не позволяли ей побороться за бюджетные места. (Кстати, о минимальных баллах по комбинациям в 2022 году я пишу на рабочем дзен канале)
Я ей предложила такой вариант: подать документы туда, где нужно сдавать ДВИ, чтобы невысокие баллы по предметам перекрыть его результатами.
В 10 классе Даша закончила районную школу искусств в области живописи, а в 11 участвовала в олимпиадах по МХК. Было решено поискать вступительные такой направленности.
Итого, совместными усилиями наша таблица вариантов выглядела так:
Мы решили подать документы в 5 вузов. В 4 из них Даша писала ДВИ. Я перечислю:
- В МГОУ, МГПУ и МПГУ на учителя изобразительного искусства,
- В РГУ им. Косыгина на 51.03.02 Народную художественную культуру.
Остальные варианты в этих же вузах мы выбирали по принципу, что еще подходит по предметам. Очевидно, что конкурс на учителя изобразительного искусства меньше, чем на учителя иностранного. Играют роль и наличие ДВИ, и популярность.
В МПГУ выбрано так мало вариантов педагогического образования, т.к. тогда они еще не знали, как правильно трактовать Порядок приема в вузы. Я писала об этом отдельно.
Уточню, что Даша ни в один из вузов не ходила на подготовку к ДВИ.
Расписание ДВИ Даши:
Сделаю небольшой экскурс в историю. В 2019 году поступление было в две волны по системе 80 и 20 основного этапа с предоставлением оригинала документа об образовании.
В общем-то в день Х, когда нужно было везти оригинал в вуз, Даша спросила меня: “Куда ты посоветуешь?”. Я ей ответила, что в принципе “никуда”. Куда бы она его не подала, она не прошла бы на бюджет. Аналогично было со второй волной.
Первый вывод, который я бы хотела из этого отметить: если кто-то вам обещает, даже не так, гарантирует поступление на бюджетное место и берет за это деньги — это или завышенное ЧСВ человека, или какие-то серые схемы приема, о которых я не знаю и знать не хочу. Поступление — это всегда вероятность. При определенных обстоятельствах у кого-то она больше, у кого-то — меньше.
Я не давала Дарье гарантий и не брала с нее что-либо за эту помощь. Об опыте сопровождения в прошлом году я писала тут.
Поступление в колледж
Итак, вернемся к теме.
Как видно из названия статьи, Дарья все-таки поступила, но не в вуз, а в колледж. Тут я ей не помогала ничем, т.к. базы по колледжам я не собираю.
Недавно я связалась с Дашей, чтобы уточнить, как у нее дела и взять небольшое интервью. Далее по ходу статьи я буду вставлять цитаты из нашего диалога.
“Я понимала, что не поступлю в вуз, но не видела в этом трагедии”
“Думала, что пойду или работать, или в колледж. Их я выбирала очень рандомно”
Она подавала документы в три:
- В педагогический на учителя начальных классов,
- В колледж при МИД на секретаря,
- В “свой” — Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова.
Тут, наверное стоит уточнить, а что Даша хотела изначально. Самый желанным вариантом был учитель русского языка и литературы/иностранных языков. В колледже такой специализации нет. Дарья выбрала 42.02.02 Издательское дело по углубленной программе подготовки. Срок обучения — 2 года и 10 месяцев по очной форме, квалификация — редактор.
По этой же специальности можно получить и другую квалификацию — специалист издательского дела. По словам Даши, эти выпускники могут работать младшими сотрудниками издательств: корректорами, верстальщиками.
Удобно, что на сайте колледжа есть таблица с проходными баллами (у них это средний балл аттестата) за прошлые года. Например, на базе 11 классов (как и поступала Даша). Ее среднего балла хватило для поступления на бюджет.
В колледже много практики
В учебном плане этой специальности после каждого профессионального модуля предусмотрены практики.
“Мы верстали книги, газеты, журналы. Первая курсовая — проект по собственному изданию. Конспекты мы писали только на 1 курсе. Дальше много практики. После 2 курса нам предлагали пройти практику в издательствах или дизайн-студиях. Я попала в «Молодую гвардию» в отдел, где работают над серией книг «Жизнь замечательных людей». Мне не понравился подход работы one task — один человек работает только над одной задачей. Я поняла, что работать тут не хочу”.
Поиск работы
Работу Даша нашла сама через hh. Просматривала вакансии на позицию редактора. Увидела такую на телеканале “360”. Успешно прошла испытательный срок и сейчас она — редактор в отделе архивации контента. Ее знаний хватает для работы по специальности.М
8 из 20 ее одногруппников работают младшими и выпускающими редакторами, корректорами и т.д.
Колледж не препятствует совмещению работы и учебы. Наоборот, по возможности составляет индивидуальный график посещений для таких студентов.
Планы на высшее
Даша сказала мне о том, что она рассматривает получение высшего образования, но уже в заочной форме обучения и по специальности отличной от ее. “Зачем учить то, что я уже освоила”, — говорит Даша. В крупных издательствах все же хотят видеть высшее образование.
Итоги:
- Высшее образование — да, круто если получилось поступить с первого раза. Но и без него можно работать не дворником.
- Если у вас есть возможность, рассмотрите варианты подачи документов в колледж по близким специальностям. Процесс поступления туда проще, чем в вуз. А практики больше, чем в вузах.
***
P/S Не забывайте, что вы всегда можете написать мне в личные сообщения в вк или телеграм.
Вы можете подписаться мой на канал в телеграме и узнавать о выходе новых статей оттуда.
Если вам нужна индивидуальная консультация по поступлению — см. информацию в профиле.