Работа с медалистами. Все ли так радужно и позитивно?..
Так сложились обстоятельства, что после окончания физического факультета МГУ я уже 8 лет работаю репетитором. За это время мне встречалось очень много разных ребят, со своими проблемами и целями, но основная моя работа – это подготовка учеников 10-11 классов к ЕГЭ по математике и физике. И среди этих ребят хотелось бы выделить тех, кто идет на медаль. Казалось бы, дети любят и умеют учиться, мотивированы. О чем еще мечтать репетитору? Но и тут есть свои проблемы. Я не говорю, что всех ребят это касается. Заранее прошу не обижаться.
Ну, поехали…
1) Ребята очень завязаны на оценках. От того, как прошел день в школе и какие отметки они получили, зависит их настрой на дополнительных занятиях. Порой мне приходилось часть урока успокаивать своих лучших учениц и вселять в них уверенность, если они получили в школе тройку или, не дай Бог, двойку. Ведь сразу рухнул средний балл… и, в их глазах, жизнь тоже. И все силы придется бросать на исправление этой оценки. Причем не важно, за что она поставлена. За невыполненное домашнее задание, внезапный срез по теме, которую еще не проходили или коллективно всему классу, условно, за поведение.
2) Репетитор не может поставить двойку в электронный журнал, который потом посмотрят родители, а вот учитель-то может. Поэтому в первую очередь ученик делает школьное домашнее задание. Ну а потом, часов в 12 ночи, после всех допов и выученных уроков, если останутся силы, он садится за задание репетитора. О качестве выполнения этого д/з говорить не стоит…
3) Медалист тянет все предметы сразу, а не только те, которые он сдает. Как гласит пословица- за всеми зайцами погонишься, можешь ни одного и не поймать. И хорошо, если ваш класс специализированный, и число не самых полезных предметов сведено к минимуму. Но ведь бывают классы, где все предметы идут вплоть до 11. Абитуриент хочет на МехМат МГУ, но его постоянно мучают десятками параграфов по истории или химии. Ведь как мы смеем учиться на МехМате, не зная все нюансы походов Олега на Константинополь?
4) Медалисты, как правило, очень ответственные и трудолюбивые школьники! А это значит, что им смело можно поручить нарисовать плакат о вреде курения или подготовить доклад, посвященный архитектуре Японии. И поручить это как домашнее задание. Не подготовит- либо мозг вынесут, либо оценкой накажут. А еще медалистов обязательно нужно отправить на все олимпиады и конкурсы. Кого же еще отправлять? Кто везет -того и погоняют. В результате у медалистов остается мало времени на самые важные для него предметы.
5) Медалисты, находясь в постоянном стрессе, постоянно мониторя свой средний балл и думая о том, как все успеть, к концу года эмоционально выгорают сильнее. И придя на экзамен (а это и так время сильного психологического напряжения), могут не справиться с ситуацией и наделать много глупых ошибок или не решить простейшую задачу. Была у меня ситуация, когда ученица с одной-единственной четвертой по физкультуре весь экзамен проплакала… и сдала чистый бланк. О результате говорить не стоит.
Поэтому, мои дорогие медалисты, взвесьте все “за” и “против”, реально оцените свои силы, и для себя сами решите: нужна ли Вам медаль или нет. Согласно правилам приема, за медаль Вам максимум могут дать 10 баллов как Индивидуальное достижение, а во многих вузах и того меньше. Одним словом, ответьте для себя на вопрос: оправдывает ли цель средства?
PS: В прошлом году у меня было 10 выпускников. Они уже полноценные студенты МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, РУДН, Финансовой Академии при правительстве РФ и др. Но самый высокий результат – 99 баллов по физике – в прошлом году получил ученик, который хоть и неплохо учился в школе, но за красным аттестатом не гнался, а сосредоточился на ЕГЭ.
В завершение хочется сказать, что я написала этот текст, основываясь не только на опыте своих учеников, но и на своем собственном. Я тоже закончила школу с медалью. Но если меня спросят, зачем я так на ней зацикливалась, что мной руководило – вряд ли я смогу дать какой-то вразумительный ответ.
Всем удачи и сил!!!
Думаю, так и есть. От себя добавлю: у многих (по крайней мере моих) учеников еще и ЧСВ задрано до небес. Типа “я такой крутой, у меня в школе 5 по предмету, а вы мне тут объясняете, что я недостаточно подробно все оформил”. А потом когда на ЕГЭ не засчитывают номер из-за краткости (условно) – “я же говорила” уже не поможет.
Мария, да, такая проблема иногда возникает. Но я к концу года часто даю ребятам пробники и очень жестко оцениваю оформление. Вот как группа строгих теть на экзамене. И пишу результат родителям. Так и так, Вася может сдать на 90, но с таким оформлением получит только 60.Коллективно нам удается повлиять на ученика. Гораздо чаще возникает проблема другого плана: у ребенка в школе пятерки, но это слабые пятерки в слабой школе. Переведи ученика в школу посильнее или в лицей- там двойка с тройкой будут чередоваться. И когда ты тестируешь ребенка и говоришь, что час в неделю подготовки к ЕГЭ – это утопия, и результатов от этого не будет, что пробелов море не только за этот год, но и за все прошлые года, родители не верят. В таком случае мы дальше не работаем.