Что такое целевое обучение? Кому оно подходит?
Целевое обучение — обучение по программам среднего профессионального или высшего образования (далее в статье будут рассмотрены только примеры высшего образования)
“на основании договора о целевом обучении, заключенного между гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе либо обучающимся по образовательной программе среднего профессионального и высшего образования, и федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем” (цитата из первого документа, пункт 2).”
В статье я буду ссылаться на действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы, связанные с целевым обучением. Далее по ходу статьи я буду их называть документы первый, второй и третий.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 г. №1681 “О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования” (ссылка).
О чем НПА (Нормативный правовой акт): общие вопросы целевого обучения; порядок заключения и расторжения договоров; ответственность сторон договора; правила установления квоты приема на целевое обучение; типовая форма договора о целевом обучении.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 г. №3161-р.
О чем НПА: утвержденная квота приема на целевое обучение по программам высшего образования на 2021 год (ссылка).
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ “Об образовании в РФ”.
О чем НПА: В статье 71.1 указаны особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования (ссылка).
Итак, в чем суть целевого договора?
Вы — гражданин и заказчик (о сторонах договора мы еще чуть позже поговорим) заключаете договор, по которому у обеих сторон есть права и обязанности.
Заказчик обязан (первый документ, пункт 3):
- Трудоустроить вас по истечению срока вашего обучения в вузе по специальности, на которой вы учитесь.
- Оказывать вам меры поддержки в ходе обучения.
А вы:
- Освоить образовательную программу, которая указана в договоре о целевом обучении.
- Не менее 3 лет осуществлять трудовую деятельность у работодателя.
То есть на выходе из вуза вы будете гарантированно трудоустроены по специальности.
Тут важно сразу разделить два понятия:
- Квота приема на целевое обучение в рамках бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- Целевое обучение;
Разница в том, что не все специальности и не любая компания в любом субъекте РФ подходит под первое понятие (квота приема). А какие подходят, и зачем это знать?
Квота приема на целевое обучение
Когда вы поступаете в пределах квоты приема, вы поступаете на бюджет. За ваше обучение платит государство, поэтому оно устанавливает критерии, какой заказчик подходит, а какой — нет; на какую специальность мы будем готовить специалистов, а на какую — нет.
Со специальностями входящими в перечень Правительства уже можно ознакомиться (второй документ). Давайте разберемся, о чем этот документ?
Мы видим название специальности, долю мест на бюджет в пределах квоты целевого обучения и субъекты РФ, куда может быть трудоустроен гражданин.
Если в 2021 году абитуриент, например, хочет поступить на 51.03.01 Культурологию по квоте целевого приема, то из этого документа он узнает, что от всех мест, заложенных в бюджет за 2021 год, всего 10% будет выделено на бюджет в пределах квоты. (Но это не означает, что во всех вузах страны будет квота в размере 10% от числа мест. В конкретном вузе их может и не быть вовсе. Точное число таких мест будет известно не позднее первого июня 2021 года). При этом только в Кемеровской и Сахалинской областях, и в Республике Северная Осетия он может быть трудоустроен.
Для того чтобы ваш договор по целевой квоте был принят вузом, регион трудоустройства, указанный в договоре, должен быть одним из тех, что перечислены во втором документе для конкретной специальности. (Об этом мы еще позже поговорим)
Но в большинстве случаев субъекты РФ для трудоустройства не ограничены.
Таким образом, если мы хотим поступить на бюджет в пределах квоты целевого приема, то первым делом узнаем: есть ли желаемая специальность в списке.
Второе, что важно понимать. Не любая компания (наряду с органами государственной власти) могут быть заказчиком целевого обучения. Список критериев, которым они должны отвечать, перечислен в третьем документе.
Заказчиками могут являться:
- федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
- государственные корпорации;
- государственные компании;
- организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
- акционерные обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
- дочерние хозяйственные общества организаций
- организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
В этом списке нет таких юридических форм как: ИП и ООО.
Другими словами, заказчиком целевого обучения для квоты могут являться только те компании, которые имеют какое-то отношение к государству.
Целевое обучение без квоты приема
Но помните, я говорила о том, что нам надо разделить понятия квоты от простого целевого обучения. В чем разница?
Поступая на бюджет в пределах квоты целевого приема, вы ограничены рамками компаний и специальностей для выбора.
Я покажу еще одну возможность для использования целевого договора, без права приема в пределах квоты, так как законом предусмотрено и это.
Будучи уже студентом вуза вы имеете право заключить целевой договор с любым юридическим лицом (можно даже с ИП). В нем вы также со своим заказчиком указываете, что вы осваиваете образовательную программу, а заказчик вас трудоустраивает после окончания вуза. Вы можете проходить практику в выбранной компании, согласовывать с ней темы курсовых и дипломных работ.
Также заказчик обязан оказывать вам меры поддержки. Например, он может оплачивать вам: питание, проезд, дополнительные образовательные услуги (курсы, тренинги), жилое помещение (общежитие или съем жилья).
Все эти меры заносятся в договор. Его типовая форма приведена в первом документе.
Обучение по договорам об оказании платных услуг с договором о целевом обучении
Не исключена ситуация, когда вы идете на платное обучение и при этом имеете на руках договор о целевом обучении, который не предусматривает поступление в рамках квоты. В этом договоре вы можете с заказчиком прописать меру поддержки — оплату вашего обучения.
Стороны целевого договора
Заказчик и работодатель это одно и тоже лицо? А вуз тут вообще как-то участвует?
Итак, всего сторонами договора могут быть 4 лица: гражданин и заказчик — обязательно; вуз и работодатель — по инициативе заказчика или гражданина.
Цитата из первого документа, пункт 8:
“По инициативе заказчика или гражданина в число сторон договора о целевом обучении включаются организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую поступает гражданин на обучение по образовательной программе или в которой обучается по образовательной программе, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.”
Почему заказчик не равно работодатель? Например, заказчиком может выступать Департамент образования и науки города Москвы. Он предполагает, что Москве через четыре года будут нужны учителя музыки. Он заключает договоры о целевом обучении с возможностью подать их на бюджет в пределах квоты приема. Но через четыре года учитель музыки пойдет работать не в сам Департамент образования и науки г. Москвы, а в конкретную образовательную организацию (школу, лицей, колледж и т.п.). Такая же ситуация и в здравоохранении. Заказчик — местное министерство, а работодатель — конкретное лечебное учреждение.
Сам вуз, куда хочет поступить абитуриент, может являться или стороной договора, или быть прописан в характеристиках обучения.
Здесь же я отвечу на вопрос, можно ли один договор по конкретной специальности подать сразу в несколько вузов? Ответ:
- Если вуз является стороной договора, то — нет. Только в него и можно отнести договор.
- Если вуз не является стороной договора и заказчик не предъявляет требований к конкретной образовательной организации для освоения специальности, то — да.
Цитата из первого документа, пункт 6:
“Договором о целевом обучении устанавливаются характеристики освоения гражданином образовательной программы, которые включают: …
наименование организации (организаций), осуществляющей образовательную деятельность, в которой (в одной из которых) гражданин должен освоить образовательную программу (указывается по решению заказчика)”.
Мотивы выбора
Зачем вообще заключают договоры о целевом обучении? Абитуриенты и их родители видят в нем элемент стабильности. Есть, где проходить практику, после вуза ты гарантированно трудоустроен. А работодатель может планировать обеспеченность кадрами на несколько лет вперед.
Но общаясь с большинством абитуриентов, я вижу, что многие берут целевое совсем не для планирования своего будущего. А для того, чтобы иметь возможность поступить на бюджет, как правило, с невысокими баллами. И таких людей можно понять. Когда ты видишь, что на популярные специальности правительство устанавливает квоты в 70 и выше процентов из числа мест, то тоже начинаешь задумываться: “А смогу ли я пройти без целевого?”
В ординатуре же на многие специальности установлена квота в 100% целевых мест. Или ищи заказчика, или плати сам.
У целевиков отдельный конкурс. Они зачисляются одновременно с победителями и призерами олимпиад и льготниками. При условии, что с этого года всего одна волна этапа основного зачисления, то целевое видится многим “спасательным кругом”, чтобы хоть как-то “ухватиться за соломинку” бюджета.
Но такие “подарки” даются не просто так.
Ответственность сторон
У сторон, заключивших договор, есть ответственность.
Если заказчик не трудоустроил вас по окончанию вуза, то (цитата из первого документа, пункт 32)
“договор о целевом обучении расторгается, гражданин освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, заказчик несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении”.
Ответственность выражается в (цитата из первого документа, пункт 36)
“выплате гражданину (…) компенсации в сумме, равной 3-кратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого гражданин в соответствии с договором о целевом обучении осуществлял трудовую деятельность или должен был быть трудоустроен”.
А что делать, если вы передумали? Вуз вам не понравился, на учебу ходить не хочется. Но у вас на руках целевое.
Цитата из первого документа, пункт 30:
“Если гражданин отчислен из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучался в соответствии с договором о целевом обучении, или освоил образовательную программу и не приступил к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении, … или трудовой договор расторгнут по инициативе гражданина (по собственному желанию) … договор о целевом обучении расторгается, заказчик освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении”.
Ответственность выражается в (цитата из первого документа, пункт 41):
“обязанности возместить заказчику в полном объеме расходы, связанные с предоставлением мер поддержки”.
Все то, что на вас потратил будущий работодатель в ходе вашего обучения, вы будете обязаны вернуть ему.
При этом, если вы поступили на бюджет в пределах квоты целевого приема, то вы (или заказчик, если он вас не трудоустроил) будете обязаны вернуть государству все расходы на ваше обучение!
Цитата из первого документа, пункт 53:
“В случаях неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина …, или гражданином … (они) выплачивают штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета”.
Вы не можете просто так сказать работодателю: “Извините, я передумал к вам идти”. В таком случае на вас будет наложен немаленький штраф.
Расторжение договора
А можно ли вообще расторгнуть договор, предусматривающий поступление в пределах квоты приема? Да, но сложно. Практически невозможно.
Цитата из первого документа, пункт 52:
“Договор о целевом обучении, в соответствии с которым гражданин принят на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение, не может быть расторгнут по соглашению сторон договора о целевом обучении, а также не может устанавливать иных условий прекращения или приостановления исполнения обязательств сторон договора о целевом обучении, кроме предусмотренных настоящим Положением”.
Если вы поступили на бюджет в пределах квоты, то сможете расторгнуть договор только при очень серьезных основаниях: получение инвалидности, присмотр за ребенком-инвалидом и т.д. Подробно я не буду на них останавливаться, почитайте пункты 19 и 20 первого документа.
Если у вас заключен договор, который не предусматривает поступление в пределах квоты приема, то такой договор можно расторгнуть по соглашению сторон.
А если заключил договор о целевом обучении, но поступил на общих основаниях, то могу ли я от него отказаться? Да. Ответственность не наступает.
Цитата из первого документа, пункт 50:
“Если гражданин … не поступил на обучение в пределах квоты … (он) информирует в письменной форме заказчика о непоступлении на целевое обучение. Договор о целевом обучении расторгается, стороны договора о целевом обучении освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении”.
Можно ли не поступить с целевым, или это гарантия зачисления?
Нет, целевое не является гарантией для поступления на бюджет. Как я уже писала выше, во втором документе оговорена доля мест от всего числа под целевую квоту.
Квота может быть детализирована и не детализирована. 1 июня вуз может разместить на своем сайте число мест под квоту в виде одной цифры под одну программу без каких-либо дополнительных указаний. Например, всего бюджетных мест 100. Мест для целевой квоты — 5.
А может указать точное число мест для каждого заказчика с указанием региона. Например, так поступило Министерство здравоохранения РФ в 2020-ом году.
На изображении приведен фрагмент распределения квоты целевого приема в РНИМУ им. Н.И. Пирогова в 2020-ом году. На специальность 30.05.03 Медицинская кибернетика можно было подать документы по целевой квоте только в том случае, если заказчиками являлись два субъекта РФ: Республики Бурятия и Коми. Ни с один другим заказчиком вуз не принимал договоры.
Более того, на каждый из этих субъектов было выделено только по одному месту. Таким образом, даже если бы из каждой из этих республик пришло бы больше одного человека с договорами, вуз мог зачислить только одного из них с самыми высокими баллами. И конкурс бы проводился только среди ребят из одного региона. Если пришел один человек, значит, он со стопроцентной вероятностью будет зачислен.
Если никто не был зачислен на это одно место (или вовсе никто не подал документы по этой детализированной квоте), то оно переходит в общий конкурс согласно порядку приема в вузы.
Отбор кандидатов
Вы можете спросить: “А могут прийти и больше человек, чем число мест, выделенное под целевую квоту в вузе?”
Да, все, что касается выбора кандидатов, является полностью прерогативой заказчика. Вопросы: как он отбирает кандидатов, кому из них отдает предпочтение; как он в принципе на своем сайте (если он есть) будет информировать абитуриентов о возможности заключения договоров о целевом обучении, — все они остаются открытыми. Заказчик знает, какое число договоров он может заключить. Он может выбирать кандидатов по принципу — кто первый обратился. А может подождать результатов ЕГЭ абитуриентов и на их основе (или иных других конкурсов) устроить отбор.
Отсюда напрашивается логичный вопрос: можно ли заключить договор о целевом обучении не в своем (по месту регистрации) субъекте РФ? Да, можно.
Нормативно-правовые акты не вводят ограничений по месту жительства абитуриента. Другой вопрос, что сам заказчик может установить такие требования к кандидатам.
Поиск заказчиков
Ну, и самый главный вопрос: а где искать эти компании?
К сожалению, простого ответа на этот вопрос нет. Даже в самом Правительстве это понимают и хотят сделать “единую образовательную платформу высшего образования, на которой публично будут размещены заявки работодателей”.
Но я не вижу в этом большого смысла, если честно. Выше я уже сказала, что сам заказчик принимает решение о том, с кем заключать договоры, а с кем — нет. Что ему мешает написать, что мест нет? А на самом деле проводить конкурс на тех основаниях, которые ему кажутся правильными.
Я могу предложить две стратегии поиска.
- Приказы о зачислении прошлых лет.
Иногда вузы в самих приказах о зачислении указывают заказчиков целевого обучения. В 2020-ом году это делали МГИМО, МСХА им. К.А. Тимирязева, МГТУ им. Н.Э. Баумана, КФУ, РАНХиГС и другие.
Например, в Казанский (Приволжский) федеральный университет на 41.03.05 Международные отношения поступила девушка, которая заключила договор о целевом обучении с межпоселковой библиотекой!
Или в МГИМО можно было поступить на 42.03.02 Журналистику, а через четыре года быть трудоустроенным в ТАСС.
На технических специальностях довольно большой выбор заказчиков (ниже дам ссылку, где их можно поискать и сразу отправить заявку!). Кому-то удалось заключить договор с “Газпромом”.
- Если в приказах о зачислении нет информации о заказчиках, то попробуйте воспользоваться веб-архивом и поискать списки поступающих за прошлую приемную кампанию.
Таким образом я нашла, что в СПбГУ в прошлом году один абитуриент подал документы на бюджет в пределах квоты целевого приема с договором от другого вуза!
Мнения самих целевиков
- Поиск заказчиков.
Опросив около 30 студентов, имеющих договор о целевом обучении, предусматривающем поступление в рамках квоты приема, я могу сделать вывод, что для технических специальностей заключить такой договор проще, чем для гуманитарных.
Многие из них знают о сайте ФГУП “ВНИИ “Центр”, где размещен перечень образовательных организаций, осуществляющих прием абитуриентов на целевое обучение для организаций оборонно-промышленного комплекса.
Например, если вам интересен Самарский государственный технический университет, то сайт покажет, какие заказчики для каких специальностей предлагают заключить договор о целевом обучении.
В медицинских вузах основной заказчик — местное Министерство здравоохранения.
На педагогические специальности абитуриенты заключают договоры с директорами школ, в которых сами закончили обучение.
На мой взгляд, сложнее всего заключить договор на работу в гуманитарной сфере. Одна из опрошенных респондентов поступила на психолога, заключив договор с психоневрологическим интернатом, обзвонив до этого около двадцати похожих учреждений. Другой поступил на юриста от территориального отдела Следственного комитета РФ.
- Процесс заключения договора.
Все чаще я начинаю слышать о том, что заказчики (особенно в сфере ОПК) не заключают договоры со всеми желающими. Наблюдается тенденция к проведению собеседований и различных интеллектуальных конкурсов при отборе кандидатов. Некоторые абитуриенты отмечали, что еще в десятом классе начали готовиться к олимпиадам от заказчика, и только лучших из них приглашали на заключение договора. А некоторые заказчики и вовсе только после оглашения результатов ЕГЭ подписывали договоры.
Не все заказчики готовы дать выбор вуза и специальности для своих будущих сотрудников.
- Условия труда.
По результатам опроса я выяснила, что меньшинство заказчиков сразу прописывают должность и уровень заработной платы сотрудников. Большинство из них ограничиваются фразой “в соответствии с штатным расписанием”.
Срок же трудоустройства у большинства соответствует трем годам.
- Виды поддержки.
Для меня стало открытием, что многие абитуриенты даже не знают, что в их договорах есть этот пункт. Они отвечали сразу: ”Никакие, ничего нам не оказывают”. Но повторю, что это обязанность заказчика!
После просмотра их договоров, этот пункт действительно находился.
Перечислю меры в порядке их частоты встречаемости:
- Стипендия. При этом ряд заказчиков устанавливает условия ее получения, например, средний балл успеваемости выше 4.5. Если по итогам сессии, у вас будут одни “четверки”, то государственную академическую стипендию вы будете получать, а вот от заказчика – нет. Размер этой стипендии тоже имеет большой разброс: от 800 до 10 000 рублей в месяц. Кстати, у большинства студентов это единственная мера поддержки.
- Прохождение практики на территории заказчика. Только у некоторых студентов указано, что практика будет оплачиваться.
- Оплата общежития. Сюда же включу денежную компенсацию на наем жилья.
- Оплата дополнительных образовательных услуг, которые выходят за рамки образовательного процесса. На практике никто из опрошенных студентов не пользовался и не знает (!) как этим воспользоваться.
- Методическое сопровождение. Эта мера поддержки распространена на педагогических специальностях. Она подразумевает предоставление учебных пособий.
- Оплата проезда. У некоторых указано только “до места прохождения практики”.
- Поощрительные денежные выплаты. Сюда входят стипендии за особые научные достижения.
- Дополнительные занятия по предметам. В некоторых вузах группы студентов (от 20 человек) от одного заказчика имеют возможность посещать дополнительные занятия на территории заказчика. Или эти занятия проходят в стенах вуза с приглашенными преподавателями.
- У студентов медицинских вузов, заключивших договоры с Департаментом здравоохранения города Москвы в 2020 г., мерой является получение дополнительного образования в области корпоративной культуры и использования ЕМИАС.
- Один из студентов рассказал, что все целевики их предприятия трудоустраиваются с первого курса на 0.5 ставки с нормой работы 40 часов в месяц. Работа оплачивается ≈ 150 рублей/час.
У меня сложилось впечатление, что большинство абитуриентов при заключении договоров не особо интересуются мерами поддержки от заказчика. Никто из них не пытался на этапе заключения договора как-то расширить этот перечень.
- Мотивы заключения договоров.
Большинство студентов ответили, что главный мотив заключения договора – трудоустройство по специальности. Многие считают, что без него (договора) им будет сложно найти работу.
Также половина ответили, что не прошли бы на бюджетную основу обучения без целевого договора (в основном на специальности гуманитарной сферы).
Только один из опрошенных респондентов, сказал, что пожалел о своем выборе и намерен расторгнуть договор. Причина — специальность оказалась человеку не интересна.
Выводы:
- Есть два типа договоров о целевом обучении: один из них предполагает поступление по квоте приема; другой — нет. От этого зависит ответственность сторон.
- Заказчик обязан оказывать гражданину меры поддержки и трудоустроить его.
- Заказчики по-разному подходят к отбору кандидатов: от отсутствия требований, до проведения олимпиад.
- Не любой заказчик и не любая специальность подходят для поступления в рамках квоты приема. Наличие договора — не гарантия зачисления.
***
P/S Не забывайте, что вы всегда можете написать мне в личные сообщения в вк или телеграм.
Теперь вы можете подписаться мой на канал в телеграме и узнавать о выходе новых статей оттуда.
Если вам нужна индивидуальная консультация по поступлению — см. информацию в профиле.